Навигация


RSS:



Тема: Борисоглебское ВВАУЛ

Бочки

Добавлена: 2011-05-30, Автор: Виктор Петров,Просм: 755

Схема выхода в зоны с аэродрома Ряжск. 1974 год [Петров]

Август 1974 года. Ряжск. Мы летаем в зону на сложный пилотаж, по маршруту и, конечно, по кругу. По программе, наконец-то, дошли до бочек. В тот день у меня было две заправки. По маршруту самостоятельно с двумя кругами вдогонку я уже слетал. Вторая заправка - с инструктором на отработку бочек - самым последним вылетом. Дай бог успеть. Вылет в 17-25 второй полетной смены, а в 18-00 - отбой полетов

Я только еще садился в самолет, а в конце заправочной уже стоял автобус для инструкторов и крытый тентом ЗиЛ для нас, курсантов. Некоторые экипажи уже потянулись к нему. Напрямую, через взлетку, до зданий полка было рукой подать, а вот если объезжать аэродром по дороге, так это километров пять.
Мельчаков выскочил из самолета, в котором только что слетал с Табачковым по маршруту. Что-то крикнул технику самолета и бегом к нашему 59 борту.
- Запрашивай запуск, Петров, - крикнул он мне и полез в заднюю кабину.
Я сильно этому обрадовался. Уже два раза РП зло запрашивал в эфире:
- Ноль восемьдесят девять?
Я не отвечал, хотя радиостанция была включена. Оно и понятно: до окончания полетов полчаса, а мы еще не взлетели. И снова я не поспел. Саморуков с СКП запросил еще раз:
- Ноль восемьдесят девять?!!
- Ноль восемьдесят девять - запуск-зона, - выпалил я в эфир.
- З-з-запускайте!.. - рыкнул Саморуков.
Еще перед выруливанием на взлетку мы знали, что летим в первую зону сходу. Тоже ожидаемо - первая зона ближе других, а для отработки бочек для начала достаточно и семисот метров высоты.
Мы начали крутить их с пятисот. Едва отвернули от привода в зону, Мельчаков сказал:
- Смотри! Номинал. Скорость 380. Задрали нос. Крутим!
Самолет начал вращение и, как только достиг перевернутого положения, инструктор как заорет:
- Пошла!!! - и энергично двинул педаль в сторону вращения.
Мне понравилось.
- Пробуй, - сказал Мельчаков.
Я установил скорость, задрал нос, зафиксировал и начал крутить влево, чуть придерживая ногой. Как только очутился в перевернутом положении, услышал истошный вопль инструктора:
- Пошла!
Нога пошла сама, в рулях заурчал воздушный поток, вывод. Ну, и вывод из пикирования. Пусть небольшого, но оно есть.
- Сильнее давай ногу, - азартно говорил Мельчаков. - Не бойся, на такой скорости в штопор не свалишься.
Я попробовал еще раз. Снова вверх тормашками услышал "пошла", а потом еще, и еще... И вот я сам, громче инструктора кричу "пошла", когда даю ногу. Уж и зона кончилась, развернулись - и в обратную сторону четыре бочки. Развернулись - и еще четыре. Пошла! Пошла! Пошла!
Сколько раз мы просверлили бочками зону номер 1 - не помню. Как докладывал руководителю полетов - тоже не помню. Из зоны на привод натурально крутили те же бочки. Когда заходил на посадку, мне казалось, что линия горизонта клонится. Причем, в обе стороны сразу.
На рулении Мельчаков попросил притормозить у автобуса - и был таков. А ЗиЛ, в котором уже сидели все наши, поехал по стоянке за мной. Я прилетел самым крайним. Как только самолет остановился, в воздух шлепнула красная ракета отбоя полетов.
Выпрыгнув из самолета, я тут же и сел. Не удержался на ногах, но пока еще не понимал, что произошло. Из машины мне махал Цыган сумкой из-под шлемофона. Все мои шмотки были уже там.
Я поднялся и побежал к машине. По пути еще два раза упал под дружное улюлюканье и ржание довольных зрелищем друзей. Почувствовал, что подташнивает, чего раньше никогда не было. В кузов машины меня за шиворот втащили два Вовки - Соколов и Дорофеев.
- Ты чего такой зеленый? - спросил Соколов, когда мы тронулись.
- Бочки, - сказал я. - Класс!
Разбор полетов из книжки подготовки к полетам [Петров]
О том, что мы вытворяли в самостоятельных полетах, можно было узнать не только с наших слов и предполетных заданий. После каждого вылета техники вынимали кассету с пленкой из "черного ящика" - САРПП-12, который на самом деле имел оранжевый цвет. САРПП-12 - это система автоматической регистрации параметров полета. Пленка потом проявлялась и девочки-техники рисовали на специальных листах графики из двух параметров - высоты и скорости. Посмотришь на такой график - и сразу понятно, где ты прокололся. А уж если сам знаешь, что сильно напортачил, то идешь в каптерку за шоколадками. За пару плиток "Аленки" или "Гвардейского" эти самые девочки легко устроят так, что пленка САРПП твоего вылета окажется засвеченной. Ну, кто виноват? Поди, разберись!
И вот однажды в курилке слышу голос Батьки Можаева:
- На расшифровке САРПП хрен ты различишь боевой разворот от полупетли.
- Но ведь в боевом развороте, - возражал ему Димка Черемохин, - падение скорости и набор высоты идут менее интенсивно.
- Это, - сказал Батька, - можно увидеть на пленке, а на той туфте, что рисуют девочки, совершенно ничего не видно.
Потом Можаев стал тихо рассказывать Димке, как он вытаскивает самолет в полупетлю.

В это время мы уже освоили переворот - вторую часть петли Нестерова. А после переворота, как правило, набирали высоту боевым разворотом. До петли Нестерова мы тогда еще не дошли. Батька Можаев дошел до нее нелегально. Но он еще до училища летал на Як-18 в аэроклубе. Мне ли тягаться с ним? Но через пару дней уже и Вовка Соколов рассказывал, как он выполнял петлю. Конечно, стало завидно, хотя у меня уже был печальный опыт такой зависти именно Вовке.
Как-то он прилетает и рассказывает:
- Пошел на петлю вокруг Ряжска и закурил. Кайф!
- Как это закурил? - не поверил я.
- Очень просто, - говорит Вовка. - Спичку только не суй в кислородную маску.
- А бычок куда потом девать? - спрашиваю.
- В наколенный планшет, - уверенно отвечает Соколов и показывает один из полистироловых листов наколенного планшета, слегка прижженный окурком.


Комментарии к этой страничке


(Будьте первым(вой) кто добавит комментарий)

Добавить Ваш комментарий:










О себе

Это я!Камиль Шахмирзаев
Возраст: 63
Видное,
Карта сайта


ТЕМЫ


ЗАМЕТКИ


ДРУЗЬЯ


ЗАКАЗ НА ДОМ
Самостоятельно
Быстро



Мудрые слова