Навигация


RSS:



Тема: Борисоглебское ВВАУЛ

Не спеши, а то опоздаешь!

Добавлена: 2018-01-29, Автор: Камиль Шахмирзаев,Просм: 297

Эту истину каждый познаёт на собственной практике, хотя все и каждый знает, что лучше учиться на чужих ошибках, чем делать свои.

И всё же никто не избежал своих, подчас совсем глупых ошибок. Например, вы собираетесь в очередной отпуск, билеты куплены задолго до отъезда, а у отцов командиров совершенно неожиданно появляется неотложная задача, которую надо решить немедленно, а лучше, чтобы она была решена ещё вчера.

Но самолёт или поезд не ждёт, а санаторий-профилакторий ждёт к конкретному числу, и как же не спешить? Наконец проблемы и все задачи решены, и счастливый обладатель отпускных документов несётся обрадовать жену и собираться в дорогу. Засуетилась и жена, не забыть бы в спешке наряды на отпуск, и тут выясняется, что много мелочей, оставленных «на потом, чтобы не сглазить» успешно забыты. Надо срочно что-то делать, а времени совсем мало, да и мелочей много и каждая требует достаточно много времени. И в этой суете не бывает так, чтобы какое-либо из запланированных дел или вещей не упущена или позабыта.

Это на бытовом уровне, а если это касается серьёзной работы, или, например, лётной практики по обучению курсантов технике пилотирования? Самолёты для этих целей выделены с большим стажем, натруженные, повидавшие много на своём веку, и всё же это грозное оружие, которое при необходимости может сказать своё веское слово. На такой технике и почётно и ответственно учиться лётному делу.

Начинается лётная смена, всё как запланировано, плановая таблица – это закон. Но через 1,5-2 часа после начала лётной смены начинаются «выбывания» из графика, сказывается возраст техники. А сделать по вылету надо всем курсантам, лётная практика близится к завершению и КЗ (командир звена) просит не задерживаться в «зоне пилотирования» пару виражей и на посадку, а так хочется подольше насладиться полётом, покрутить побольше виражей, «покататься» на горках и пикированиях. Не обходится в такой ситуации и без такой же спешки, как и при сборах в очередной отпуск.

Счастливого полёта
У курсанта как говаривали старшие, куда не целуй везде ж-па, и говорили так о нас молодых и зелёных незрелых молодых людях, будто сами никогда не были «желторотиками», будто сами сразу после маминой титьки сразу были посажены в кабину самолёта и успешно начали пилотировать. Но о себе забывается, тем более, что после напряжённой учёбы, осознание случившегося, что ты состоялся, что это уже свершившийся факт, приходит не сразу, и всё плохое и трудное со временем уходит на второй план, а потом и вовсе забывается.

Не бывает без спешки, и в этой спешке и случаются те самые неприятные ошибки, и причём в самый неподходящий момент. Был у меня случай, когда заканчивал задание в зоне пилотирования и допустил обидную и глупейшую ошибку. На самолёте МиГ-17 стоит автоматический радиокомпас (АРК) с большой погрешностью во время выполнения виражей и разворотов. Зная прекрасно эту особенность всё же допустил ошибку, не проконтролировал и слишком доверился этому прибору. Не проконтролировал по компасу (это всё спешка) доложил, поторопился, «поехал не туда куда надо», но быстро был «отловлен» наземной службой слежения по радиолокатору, а там тоже шустрые ребята хотят показать значимость и необходимость своей службы. И был я как телок на верёвочке приведён куда надо, на исправном то самолёте, до слёз было обидно оказаться в такой глупой ситуации на исправной технике.

Кабина МиГ-17
Но это мой личный «прокол», а вот если незаслуженно и сказать при этом ничего не можешь … как известно у сильного всегда бессильный виноват. Был у меня провозной полёт на «спарке» (учебно-боевой самолёт с двумя кабинами) УТИ МиГ-15, с инструктором Хоменко, рядовой в общем полёт, набрать высоту по схеме набора высоты на данном аэродроме, пойти в указанную РП (руководителем полётов) зону пилотирования, сделать пару виражей, пикирование и горку и затем домой на посадку.
Чем-то или кем-то Хоменко был раздражён, с самого взлёта не давал мне взяться за ручку управления самолётом (РУС), но пилотировать то надо мне, тренироваться и показать инструктору своё умение надо мне. В этой ситуации и не знаешь, как себя вести.

После долгих разговоров и указаний, которые мне до боли в ушах известны, они долго поступали мне по СПУ (самолётное переговорное устройство), и были резкие непонятные действия инструктора ручкой управления, будто доказывал мне кто тут главный, да это и так понятно кто-ж спорил то, поневоле я ослабил усилие на ручке управления, перестал пилотировать и сразу как то стало тихо, ручка управления самолётом успокоилась, не было замечаний по СПУ (самолётному переговорному устройству) и мне было не понятно, что дальше делать, то ли продолжать пилотировать, то ли слушать и ждать дальнейших указаний.

Самолёт набирает высоту быстро, шустрая машина, только успевай прибирать обороты двигателя по мере набора высоты. Машина лёгкая в управлении, и пока я был в этих раздумьях высота набиралась, и набралась лишнего на 1,5-2 тысячи метров. Услышал замечание по СПУ: «Какая должна быть высота?», ответил правильно, молча взял управление на себя, исправил ошибку и дальше пилотировал сам без замечаний и указаний до самой посадки. Нарушения мер безопасности от того, что набрали лишней высоты не было, все эшелоны выше нас были свободны, а все экипажи, возвращающиеся с заданий, были ниже нас. Но события дальше развивались совсем не так как я предполагал.

На предварительной подготовке к следующему лётному дню Хоменко вывел меня из строя перед домиками предварительной подготовки и задал мне тот же самый вопрос, какая должна была быть высота при наборе высоты по схеме полётов на аэродроме?, у меня нет слов, я что-то такое промямлил, что она сама набралась, что вызвало у товарищей (несмотря на нахождение в строю) здоровый и бурный, громкий смех. Смех совершенно обоснованный, двое держатся за управление, а она видите ли сама набралась. Ситуация такая не знаешь чего и сказать, от внутреннего возмущения я просто молчал, возмущение конечно я тщательно в себе прятал. Что бы мог я ответить, что это Вы товарищ инструктор Хоменко не давал мне пилотировать и сам при этом не пилотировал, дёргал ручкой зачем-то, но как известно куда курсанта не целуй везде у него должна быть ж-па.

На таких высотах небо уже чёрное
В самый разгар лётной практики наш экипаж остался без няньки-инструктора и провозные полёты с нами выполняли инструктора «из тех, кто свободен», и конечно ни о какой последовательности в методике преподавания лётной практики не могло быть и речи. Естественно не всегда у КЗ (Командир звена) на нас хватало внимания, это работа няньки-инструктора, которого нет в наличии. Мы допускали ошибки и наши «ляпы» для КЗ как кость в горле, у него таких как мы, с десятка полтора. КЗ для «связи и доведения информации» до всех членов нашего сиротливого экипажа, выбрал одного из нас. Этот вариант конечно его устраивал, но нам то нужен был профессионал, который даст совет в нужный момент, и когда надо защитит. У нас же такового не было, что может такой же «желторотик» как и мы, может только пригрозить что пожалуется взрослому дяденьке, потом такая ситуация негативно отразилась на многом.

Где я лично в очередной раз прокололся, и чем не угодил начальству не знаю, может «смотрел на лицо начальствующее недостаточно лихо и придурковато, и смутил уразумением своим начальствующее лицо», мне этого не дано знать … молодо-зелено ...

Полёты на спарке УТИ МиГ-15 мне очень нравились, мощная (для своего времени) машина, лёгкая в управлении, к концу лётной практики за отсутствием провозных полётов, спарку УТИ МиГ-15 (учебно-боевой самолёт) использовали для самостоятельных полётов, для этого предварительно вынимали парашют из задней кабины и КЗ проверял положение всех органов управления в задней кабине, чтобы всё управление было передано в переднюю кабину.

Когда в экипаже пришла очередь мне выполнить самостоятельный полёт на спарке УТИ МиГ-15 как обычно заднюю кабину готовил к полёту КЗ, перед выруливанием на ВПП (взлётно-посадочную полосу) выполнил все положенные действия и как обычно проконтролировал триммер элеронов. Он находится на левом элероне и управляется электромоторчиком при помощи переключателей из обоих кабин, триммер оказался отклонён в крайнее верхнее положение. Сразу мысль, как так он оказался в таком положении. В самом крайнем случае он может быть немного отклонён в одну или другую сторону от нейтрального положения, если конечно ему кто либо не помог переключателем. Ну вот, подумал я, наверно КЗ меня проверяет на осмотрительность. Перед выруливанием на ВПП переключателем поставил триммер в нормальное нейтральное положение и выполнил без нареканий полётное задание, про триммер не сказал никому.

В другом таком же полёте как-то и забылось, что меня проверяли на осмотрительность, да и мысль бродила где-то в голове, что дважды не проверят. Но это оказалось неправильное суждение, это выяснилось потом. А сейчас выруливаю на ВПП, нос самолёта по оси ВПП и начинаю разбег. Поднял по скорости переднее колесо, отрыв от земли, но что такое, самолёт кренится влево и чуть не чиркает крылом по земле. Естественное действие ручку вправо, смог выровнять самолёт по крену только положив ручку почти на правый борт и уперев её в свою коленку. И конечно естественное желание побыстрее набрать высоту и отойти от земли, чтобы не задеть её левым крылом. Машинально убрал шасси, скорость нарастала самолёт получал большую управляемость, ручка, получая управляемость с набором скорости возвращалась к привычному положению, но возвратилась не в нейтральное положение, а значительно правее от нейтрального, приходится убирать сильное кренение влево.
Ой что это ???
Самолёт управляется, двигатель работает, начал осматриваться и разбираться, что же это такое было. Раз самолёт кренит значит что-то с элеронами, посмотрел налево на элерон и стало всё ясно, триммер отклонён в крайнее верхнее положение. Поставил триммер переключателем в нейтральное положение, самолёт сбалансировался, можно продолжать полёт по заданию в зону пилотирования, но РП (руководитель полётов) решил по-своему, в зону не пустил, дал команду выполнить полёт по кругу. Я же ему доложил по радиосвязи, что всё в порядке, но как же в порядке, когда так коряво и с большим углом произвёл взлёт. А соображения мои были такие, во-первых, сам виноват, что не проконтролировал триммер элеронов перед выруливанием на ВПП, а после будут разбираться и могут выключить самолёт из плана, этим я помешаю товарищам выполнять после меня их запланированные полёты. После полёта по кругу нормальная посадка, техник отметил, что я взлетел с большим углом набора высоты. Доложил КЗ о том, что триммер элеронов оказался в верхнем положении, не помню, что он на это ответил, он же сам проверял заднюю кабину перед моим вылетом, что мне думать, как он этот «нехороший» триммер там оказался. Никто не поверил моему рассказу, кому поверят быстрее «желторотику» курсанту или маститому профессионалу.

УТИ МиГ-15
Что поделаешь, опыта не хватает, защитить тебя некому, няньки-инструктора нет, всё дано на откуп старшему по экипажу. А он сам такой же «профессионал», как и я, но потом то выяснилось, что мои выкрутасы – это только семечки, выкрутасы «старшего» были круче. Так приложить исправный самолёт на посадке передней стойкой об землю (даже не об бетон) надо сильно постараться. Я сам лично наблюдал с СКП (стартового КП) эту процедуру т.н. посадки. Самолёт на металлолом, зато цветной, по стоимости больше остаточной бухгалтерской стоимости планера. Ныне «старший» заслуженный строитель, только я не завидую тем, кто пользуется строениями от такого «строителя».

Дагестан – это общество, где авторитет и почитание старших прививается детям с молоком матери (по крайней мере так было в то время, когда мы были маленькими). Я там рос и окончил среднюю школу. Беспрекословное подчинение старшим и незыблемость авторитета старшего не обсуждаются, и это сыграло со мной злую шутку. Кому же доверяться, кроме как своему старшему начальнику. Я-то понимал, происходит несправедливость, но всё же в глубине души надеялся, что это чья-то досадная ошибка. Но, …

Значительно позже и под большим секретом товарищ по учёбе Гена рассказал (Гена сам мог пострадать), как его инструктору, КЗ «похвалился», что это действительно он поставил мне триммер элеронов в то самое крайне верхнее положение. За что получил от Гениного инструктора по лицу, ведь курсант–«желторотик» мог бы не справиться и как говорят «набрать полный рот земли». Но несмотря на всю эту неприятную ситуацию, я с самолётом справился.
Браво советским создателям авиационной техники, которые предусмотрели и такую ситуацию. Запас хода рулей элеронов хватило компенсировать усилие от отклонённого триммера.

Нас не учили, как лётчиков–испытателей, управлять самолётом на предельных режимах, но я справился и взлетел. Не прекратил взлёт, как тот курсант, которому устроили такую же «проверку» курсом ранее, тот ничего не понял, и рассказать ничего не смог. Прекратил взлёт, выкатился в конце ВПП, пробил АТУ (аэродромное тормозное устройство). А сам этот случай, с тем курсантом, нам КЗ много раз приводил в пример, так что лучше учиться всё же на чужих ошибках.

Что и говорить, скорее тут сыграло роль «НЕуразумение и нехватка опыта, как себя вести перед лицом, начальствующим», понимание и «уразумение» пришли позже, с годами и определённым жизненным опытом. Судьба не обидела, грех жаловаться, всё сложилось нормально, а могло быть и хуже.

Передняя кабина УТИ МиГ-15 Молодому несмышлёному парню, который с молоком матери знает, что уважение к старшим это аксиома (так уж устроены взаимоотношения в Дагестане), понять, что происходит очень сложно, а главное за что? Вся его вина заключается, что он «желторотик», молодой человек, курсант не разобравшийся в жизненных моментах. Может и была вина, но не настолько же, что надо было с ним так поступать …

Вот такие могут быть ситуации если не погасить в себе торопливость и суету. И даже при сборах в дорогу в очередной, заслуженный и долгожданный отпуск надо себя вести основательно и неторопливо.


Комментарии к этой страничке


Комментарий добавил(а): Александр
Дата: 2018-04-21

Так, к сожалению, бывает...


Добавить Ваш комментарий:










О себе

Это я!Камиль Шахмирзаев
Возраст: 63
Видное,
Карта сайта


ТЕМЫ


ЗАМЕТКИ


ДРУЗЬЯ


ЗАКАЗ НА ДОМ
Самостоятельно
Быстро



Мудрые слова